Сайт п.Золотая Долина
На главную | Фотогалерея | Контакты | Гостевая книга
Ох уж эти реформы.
 
Полеты во сне, а пролеты наяву
Военный аэродром "Золотая Долина", что в Партизанском районе, и функционировавший здесь долгие годы авиаполк считался одним из лучших не только на Дальнем Востоке, но и в бывшем СССР. В 1989 году было только два полка в стране, Золотодолинский и Калининградский, в которых с боевых дежурств делалось больше всего вылетов. Здесь выходил на перехват воздушных целей по четыре-пять раз за дежурство. Более шестидесяти летчиков, служивших в "Золотой Долине", награждены боевыми орденами и медалями за охрану воздушных рубежей Дальнего Востока.
Вряд ли кто из жителей Партизанского района, где размещался полк с его многочисленным хозяйством, жилым городком, знал это, хотя звуки стремительно взмывающих в небо "мигов" мог безошибочно определить каждый. Правда, в последние перестроечные годы эти звуки все реже тревожили слух. А вскоре и окончательно затихли. Местное население этому не удивилось. О предстоящем расформировании авиаполка стали говорить еще с конца прошлого года. Работающие летние единицы и некоторых летчиков разбросали по другим точкам. Но основная часть, а это специалисты от 25 до 45 лет, готовилась к гражданской жизни. Предстояло, что называется, начинать ее сначала. Что беспокоило и семьи. С тревогой ждали первого мая. В этот день должно было закончиться расформирование. И все же в душе у каждого где-то тлела слабая надежда, что крутой поворот в судьбах летного состава и обслуживающих технических специалистов не будет очень болезненным, и государство, которому служивые люди отдали лучшие годы своей жизни, не бросит их. Но всем известно, как оно, наше государство, обремененное неудачными реформами, экономическими кризисами, думает о нас. Все идет по популярной в последнее время схеме - в пятницу государственные мужи клянутся, что все будут делать в интересах народа, а уже в понедельник об этом забывают. Вспомним хотя бы последний пример с девальвацией рубля.
Что до расформирования полка, то оно тоже должно было пройти гладко, если верить постановлениям и приказам. А в жизни не только по людским судьбам прошлось, но обнажило проблемы, одна другой хлеще. Сегодня от них трясет людей, уволенных на гражданку, так как с мая месяца они все еще ждут свои расчетные деньги. А на районную власть свалились вопросы, как в связи с этим не допустить социального взрыва и решить проблему использования военного городка и аэродрома в интересах района. С дырявым бюджетом - это та еще задачка получается!
На пресс-конференции, устроенной в середине прошедшей недели главой администрации Партизанского района для краевых и местных СМИ, об этом и пошла речь. Глава районной власти К.К.Щербаков не скрывал, что у района нет средств, чтобы взять под свое крыло жилой фонд военного городка; у Министерства обороны - тоже. Хотя с боевого дежурства самолеты в "Золотой Долине" сняты, аэродром все же пока остается за ним.
- Еще в преддверии предстоящего сокращения мы стали беспокоиться об использовании инфраструктуры, остающейся на аэродроме, - уверяет К.К.Щербаков. - Вышли даже на президента Татарстана, зная интерес этой республики к Находке и Восточному порту. Но не получили деловых предложений. А в Министерстве обороны была отвергнута наша просьба о передаче аэродрома чисто в муниципальную собственность. Хотя мы считаем, что это открыло бы возможности для привлечения инвестиций.
Нынче, как выяснилось после длительной переписки с командованием ПВО и Минобороны, сошлись на следующем варианте. Часть объектов в "Золотой Долине" приняты в оперативное управление созданной при расформировании военной комендатуры. Так называемая служебная зона с ее многочисленными хозяйственными объектами передается в распоряжение районной власти. Жилой городок, где сегодня проживает полторы тысячи человек, до мая, пока не будут выделены средства из госбюджета на его содержание, остается за Министерством обороны. И Шкотовский КЭЧ будет обеспечивать его жизнедеятельность в предстоящую зиму. Что до аэродрома, то генеральному штабу ВВС - еще предстоит решить: под какое управление он перейдет... Сегодня, правда, здесь в "Золотой Долине" предпочитают не вспоминать, что аэродром имеет статус двойного использования. Хотя никто не отменял постановления правительства на этот счет, подписанное еще восьмого сентября 1994 года В.С.Черномырдиным. Стоит заметить, что этим правительственным документом были даны "добро" и материальная поддержка в виде федеральных возвратных кредитов на разворачивание целой программы под создание гражданского сектора на аэродроме со статусом двойного базирования. Если б эта программа была реализована - хотя бы на половину к нынешнему дню - то не столь болезненно проходил бы процесс расформирования. Во всяком случае уволенные военные летчики, а это специалисты высокого класса, могли б рассчитывать на рабочие места в гражданском секторе аэродрома. Напомню, что все тем же постановлением В.С.Черномырдина от 8 сентября 1994 года предписывалось администрациям Приморского края, Находки и Партизанского района обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию грузового и пассажирского терминалов, служебных помещений для контрольных служб в аэропорту "Находка", созданном при аэродроме "Золотая Долина". Тем самым правительство пошло навстречу административному комитету свободной экономической зоны, ратовавшей за создание своей гражданской авиации. Проект этот был разрекламирован. Тогда же, четыре года наза, о своем зарождении заявило и АО "Золотая Долина". Учредителями его стали административный комитет СЭЗ, АО "Восточный порт", комитеты по управлению имуществом Находки и Партизанского района. Уставный капитал на момент регистрации составлял 100 миллионов рублей. В Сан-Франциско (США) в генеральном консульстве России Сергей Дудник, бывший тогда председатель АК СЭЗ, и вице-президент корпорации "Lockheed Air Terminal International" Аллан Янг подписали соглашение о разработке программы концептуального перехода военного аэродрома "Золотая Долина" в пассажирский и коммерческий грузовой аэропорт. Затем за три месяца американцы разработали технико-экономическое обоснование и бизнес-план реконструкции аэродрома "Золотая Долина" в соответствии с международными стандартами. АО "Золотая Долина" должно было выполнить комплекс организационных мероприятий по созданию международного авиационного транспортного комплекса, зоны экспортных услуг для отправки контейнеров, проходивших через Восточный порт. Для старта программы административнй комитет СЭЗ предоставил акционерному обществу "Золотая Долина" пятимиллиардный кредит. Вдоль Находкинского проспекта и автомагистрали в Партизанском районе выросли красочные стенды, приглашавшие деловых людей принять участие в выгодном авиационном бизнесе на территории СЭЗ "Находка". А скоро в листинге Владивостокской фондовой биржи появились и котировки акций "Золотая Долина". Все это вроде бы говорило о том, что процесс пошел. Но куда?
Последние два года о технико-экономическом обосновании, разработанном американцами, и за которое им все тем же АК СЭЗ заплачено около 120 тысяч долларов, перестали вспоминать. Оно пылится на полке. Дальнейшие события показали, что в АО "Золотая Долина" было больше громких деклараций, чем реального дела. Получив, что называется, на халяву большие кредиты, генеральный директор Владимир Мордовин не сумел ими распорядиться, как того требовал проект. А вскоре он и вовсе создал другую фирму "Новые окна", втянулся в коммерческие сделки, разорился и отбыл к новому месту жительства в Москву. На хозяйстве в лопнувшем АО "Золотая Долина" осталась лишь бухгалтер-кассир З.Пролесковская. Находкинская прокуратура ведет проверку на предмет расходования этим АО кредитных средств. А вот административный комитет СЭЗ в этой, мягко говоря, пикантной ситуации снова благодетельствует господину Мордовину. Он дает ему отсрочку по возврату кредитного долга в три миллиарда рублей аж до 30 декабря 2002 года! Но при этом обращается в прокуратуру - разобраться с фактами разбазаривания здесь кредитов.
Что до грузовых авиационных перевозок, то и здесь полнейший пролет. Правда 27 марта прошлого года на аэродроме приземлился "АН-12". Но на этом техническом рейсе все и закончилось. Ни грузоотправителей, ни предложений с тех пор не наблюдается. Тем более, что с раскручиваем Транссиба, как известно, тоже пока все застопорилось. Пассажирское авиадвижение тоже дальше одного показательного рейса, совершенного 25 июня этого года на самолете "АН-38" хабаровской авиакомпанией "Восток", не пошло. Выяснилось, для того чтоб начались эти регулярные перевозки, еще надо вложить немалые деньги в обустройство целой системы по обслуживанию гражданского сектора. Но экономическое положение не только в стране, но и в административном комитете СЭЗ сейчас такое, что пока не до этого.
Специалисты считают, что только для запуска первого этапа гражданского аэродрома необходимо вложить 10 миллионов долларов. Такую сумму не потянуть ни краю, ни городу, а тем более району, которому в наследство достались еще и социальные проблемы.
- Кредитов нам никто не давал. Их получало АО "Золотая Долина". Меня, как главу администрации, не устраивало, что это общество было зарегистрировано в Находке. Ведь аэропорт в нашем районе находится, да и земля наша. Сейчас мы создали свое АО "Аэропорт-Находка". А по "Золотой Долине" должно быть разбирательство на предмет, куда ушли деньги, - заметил Константин Щербаков. - Мне и как акционеру это надо.
Что ж, возможно, разбирательство, прокурорская проверка и приоткроет истинную картину деятельности АО "Золотая Долина". Но только это вряд ли изменит положение дел с зарождением гражданской авиации на бывшем аэродроме.
- Через полгода если не будут приняты конкретные меры, - считает бывший военный летчик, а ныне заместитель главы по экономике Партизанской районной администрации Владимир Баштовой, - а аэродром в "Золотой Долине" не сможет принимать самолеты. Ведь та же взлетная полоса каждые десять лет должна реставрироваться. А у аэродрома нет ни денег, ни хозяина.
Вот такая марцифель с полетами получается. Хотя аэродром "Золотая Долина" по-прежнему входит в программу развития свободной экономической зоны. Но что от этого семьям расформированного авиаполка? Авиаспециалисты, попавшие под сокращение, ежедневно приходят на построение в надежде услышать, что пришли их расчетные деньги. Ждут этого известия с мая. Чтоб начать паковать чемоданы для выезда в среднюю полосу России или поближе к родственникам, нужны деньги. А кормить детей чем? Рассчитывать на рабочие места тоже не приходится. В районе и так две тысячи безработных. Так что попавшие под сокращение авиаторы, техники и обслуживающий персонал вынуждены подрабатывать помощниками на полях у китайцев. Дети пешком ходят в сельскую школу за полтора километра, ибо нет транспорта. Отключена в городке и телефонная связь.
Уезжая из аэропорта "Золотая Долина", я увидела вполне идиллическую картину: молодая пара катила коляску с ребенком по взлетной полосе. Но этот мирный сюжет на фоне чистого осеннего небы почему-то навеял грустные мысли. Тем более, что о ближайших перспективах с гражданской авиацией в "Золотой Долине" пока говорить не приходится. Сегодня нужны не просто красивые и громкие идеи под грифом привлекательности СЭЗ, а проект, который бы разрабатывался с учетом нынешних экономических реалий - хотя бы для того, чтоб окончательно не загубить то, что осталось от аэродрома.
Глава администрации Партизанского района Константин Щербаков очень рассчитывает на инвестиции. Мол, если б аэродром отошел в муниципальную собственность, инвесторы сюда пришли.
А может, все же дело не в формах собственности. Не статус аэродрома отпугивает иностранных инвесторов. А другое. Очень уж здорово научились у нас пускать на ветер и закапывать в землю огромные деньги. Причем не свои, а налогоплательщиков.

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что прокурор Находки Анатолий Бакарась возбудил уголовное дело по материалам проверки АО "Золотая Долина" по статье 159 часть III (мошенничество в крупных размерах). Установлено, что конверсией аэродрома "Золотая Долина" это АО не занималось.
С. БАРЬЯШ,
соб. корр.
Партизанский район - Находка.
 
Кто виноват?
 
Проекты
 
Почему не взлетают самолеты?
 
Открыт воздушный коридор для свободной экономической зоны.
 
"Золотую Долину" съела ржавчина растрат.
 
Фотограф Хиросимы.
 
Золотая долина стала "керосиновой".

На верх На главную
  


balalar@bk.ru
Ldobriy@yandex.ru

Сайт создан в системе uCoz